Увеличение числа квадратных метров общей площади жилищ, приходящихся на среднего россиянина, обусловлено тем, что каждый пятый житель нашей страны улучшил за этот период свои жилищные условия. И хотя за собственные средства это удалось сделать лишь каждому десятому, а для остальных это было обусловлено внешними факторами (наследство, получение «социального» жилья, разъезд с близкими или их смерть и т. п.), данные факты многое объясняют и в плане роста удовлетворенности жилищными условиями, и в плане роста количества кв. м площади, приходящейся на каждого жителя страны.
Если говорить о населении в целом, то лишь четверть населения страны имеет на человека 24 и более кв. м общей площади жилища, характеризует, в то время как более четверти имеют менее 12 кв. м общей площади на человека. При всей плачевности подобной картины, это все-таки несколько лучше, чем было еще несколько лет назад в 2003 г. менее 18 кв. м на человека имели 62% (при 56% в 2009 г.), в том числе менее 12 кв. м 30% (при 27% в 2009 г.). Более 24 кв. м общей площади на человека в 2003 г. имел при этом лишь 21% (при 24% в 2009 г.).
Как показало исследование, если говорить о качестве жилья, то существует только одна группа, которая свои жилищные условия считает хорошими это те жители нашей страны, которые имеют отдельный дом или коттедж со всеми коммунальными удобствами. Она составляет 7% населения страны, свыше 80% россиян имеют более 18 кв. м общей площади на человека, в том числе свыше половины более 24 кв. м. Учитывая, что медианным показателем в России сейчас являются 17 кв. м на человека, а cреднеарифметическим 20 кв. м, это означает очень неплохие жилищные условия данной группы в части обеспеченности «квадратными метрами».
Что же в понимании россиян означает «хорошие» и «плохие» жилищные условия?
Как видим, с 1998 года, несмотря на колебания, доля считающих свои жилищные условия хорошими устойчиво превышала долю считающих их плохими а начиная с 2006 г. ситуация в этой области характеризовалась ростом удовлетворенности населения страны своими жилищными условиями. При этом, однако, колебания характеризовали лишь долю считающих свои жилищные условия хорошими, а вот доля считающих их плохими, начиная с 2000 г., неуклонно падала.
Рисунок 1. Оценки россиянами своих жилищных условий как «хороших» или «плохих», 1994-2009 гг., % [1]
Начнем с описания жилищных условий россиян. Прежде всего, отметим, что как сами жилищные условия россиян, так и удовлетворенность ими отмечены в последние годы положительной динамикой (см. рис. 1).
Жилищные условия россиян, наличие товаров длительного пользования в их доме, или на даче, наличие приусадебного участка, с которого многие семьи подчас «кормятся» весь год, составляют ту основу, на которой протекает повседневная жизнь россиян со всеми ее радостями и горестями, стремлениями и разочарованиями. Вот почему, прежде чем рассматривать, как складывается их повседневная жизнь в семье и на работе, как выглядят их социальные чувства, досуг и здоровье, нужно отчетливо представить себе, что составляет «рамочные условия» их существования, в какой предметной среде протекает их жизнь.
Бытовые аспекты повседневной жизни россиян
Исследование проведено по общероссийской квотной выборке, охватившей 1750 респондентов от 18 лет и старше в 12 территориально-экономических районах РФ (согласно районированию Росстата), а также в Москве и Санкт-Петербурге. Соблюдались общероссийские параметры квот по полу, возрасту, социально-профессиональной принадлежности и типу поселения. В соответствии с имеющимися статистическими данными и задачами исследования опрос проводился среди следующих социально-профессиональных групп населения: рабочих предприятий, шахт и строек, инженерно-технической интеллигенции, гуманитарной и творческой интеллигенции, служащих, работников сферы бытовых и интеллектуальных услуг, военнослужащих, предпринимателей малого и среднего бизнеса, студентов вузов, пенсионеров, работников села. <…>
Что бы попытаться ответить на эти и подобные им вопросы, одних абстрактно-теоретических умозаключений явно недостаточно. Необходимо наличие практического, эмпирического материала, который можно получить только при осуществлении масштабного комплексного социологического исследования. Именно такое исследование и было проведено в феврале 2009 г. Институтом социологии Российской академии наук (ИС РАН) в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ.
В условиях многолетней сложившейся повседневности, которую к тому же сопровождает стабильное социально-экономическое развитие общества, бóльшую часть населения мало чем можно отвлечь от привычной жизненной рутины. А вот когда сложившиеся типологические каноны повседневной реальности рушатся, хотя бы отчасти, хотя бы в отдельных сферах жизни, что тогда происходит с людьми и обществом в целом? Как все то, что стало ранее предметом «оповседневливания» начинает сочетаться и взаимодействовать с качественно новыми, стремительно привнесенными реалиями жизни? Скажем, с такими, которые связаны с глобальным финансово-экономическим кризисом? Как различные слои населения начинают (и начинают ли?) адаптироваться к кризисному порядку повседневности, как меняется мотивация их поведения в различных сферах жизнедеятельности, да и вообще воздействует ли «кризисный тип» повседневности на смену жизненных стратегий людей?
Что такое повседневность? Существует огромное количество и чисто обыденных, и сугубо философских, социологических объяснений данного понятия. В контексте житейской трактовки, повседневность – это привычные, из раза в раз повторяющиеся формы жизнедеятельности, когда происходит реализация насущных потребностей человека. А с позиции замысловатой и наиболее распространенной научной интерпретации, повседневность понимается как процесс жизнедеятельности индивидов, который развертывается в общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. При этом, для более четкого водораздела повседневности и всего того, что лежит за ее границами, повседневность противопоставляется: как будни празднику; как общедоступные формы деятельности высоким специализированным ее формам; как жизненная рутина мгновениям острого психологического напряжения; как действительность идеалу.
Повседневность современной России, несмотря на влияние глобального финансово-экономического кризиса, мало в чем претерпела изменения сравнительно с докризисным периодом. Хотя немалая доля населения ощутила на себе эффект кризиса, в целом привычные способы и условия жизни, социальный настрой и жизненные приоритеты для основной части российского общества остались прежними.
Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов
Институт социологии РАН
Избранное в Рунете
Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов
Читайте в интернет-газете «Столетие»:PPP
Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов - Перспективы
Комментариев нет:
Отправить комментарий